Отзывы и отчеты

Здесь размещаются отзывы участников (о пройденном и пережитом) и отчеты (о том же самом)

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ ЗИМА 2013 Второй лыжный сезон мы с Васей Стрелковым и Колей Шубиным собираем детей ( кого сможем вытащить ) и едем на лыжах в поход. Ходим от ст. Некрасовская , это популярный среди лыжников маршрут , всегда накатанная лыжня , проходящая по лесу , можно не бояться ветра , нет проблем с дровами для костра . Продолжительность зависит от подготовки детей, ориентируемся на новичков. Обычная проблема
– снаряжение тех, кто идет первый раз. Это либо печально известные пластиковые лыжи без насечки под колодкой , либо слишком короткие или длинные палки. Отстающих берем на буксир , часть пути едут на Тяпе ( австрийская овчарка ) или буксирует дядя Коля. В результате на новичков меньше нагрузка, дети от 8 лет вполне справляются, если ходили пару зим на физкультуру на лыжах , можно и с 7 лет, но это если с ребенком немножко позанимались родители. Центральный момент похода – макароны с тушенкой и чай на костре. Самая большая сложность – отрываться от костра , собираться назад, уж больно неохота домой. В этом году выбирались три раза от Некрасовской плюс 16 февраля состоялся поход Костино – Бабкино с учениками Костинской школы. С утра было 20 градусов мороза, поэтому детей было всего 13 человек, из взрослых пошли директор Наталья Анатольевна Захарова, учитель русского и немецкого языка, литературы Анастасия Эдиславовна Ларионова, Сергей Замятин , папа Матвея и Сергей Смолянов, папа Вали и Дианы. Поход получился настоящий, пред этим выпал обильный снег, потом оттепель и мороз образовали жесткий наст , на котором очень трудно было управлять лыжами, особенно на спусках, а лыжня в лесу замерзла и стала очень жесткой. Но привал с обедом у костра с лихвой компенсировал все трудности. На следующий год постараемся найти новые маршруты, главное, чтобы была накатанная лыжня и удобный подъезд.

Сентябрь-октябрь 2012 г. Поход по Крыму

Часть 1. Общие впечатления.
1. Поход действительно получился довольно напряженным и по продолжительности, и по графику, и по темпам перемещения, и по «бытовым» условиям.
Были, конечно, относительно щадящие дни. Например, в один из дней с Ай-Петринской яйлы спустились в Алупку. Это 6 километров, спуск занял три часа. Но были и весьма напряженные. Так уже на следующий день вышли из Алупки и к вечеру дошли до Фороса. Это 28 километров. Причем, первые шесть из них – это подъем из Алупки на Ай-Петринскую яйлу. Более 1000 метров подъема (от самого моря у Воронцовского дворца до перевала), пройденные за 3 часа 40 минут. В среднем же выходило 14-18 километров в день. Не очень много. Но учитывая пересеченную местность и тяжелые рюкзаки (надо было носить с собой газ и воду) уставали весьма прилично.
2.На будущее сделал для себя следующие выводы.
-12 дней и ночей для похода - это, все же, многовато. (Последние три дня шли уже просто "на морально-волевых".) Оптимально, наверное, дней 6-8;
-график движения должен быть более щадящим, с устройством «дневок» (которых у нас не было, за исключением половины дня в Алупке). Возможно, надо пересмотреть сам формат движения. Идти не последовательно по «нитке» маршрута. А устроить 2-3 базовых лагеря, из которых совершать по ближайшим объектам радиальные выходы налегке.

Часть 2. Что удалось и что нет.
О том, что удалось.
Во-первых, вся запланированная «нитка» маршрута была пройдена (Инкерман – Эски – село Большое Садовое – Мангуп – Богатое ущелье – Ай-Димитрий – Чайный домик – Беш-текне – Алупка – Форос – Байдарский перевал – бухта Ласпи – Балаклава). Единственное, пришлось отказаться от выходу на гору Бойка и развалины Храма Христа Спасителя. Этот объект находится сильно в стороне от маршрута, и ему пришлось бы уделить два дополнительных дня.
Во-вторых, все запланированные выходы к морю состоялись – Алупка, Форос, Балаклава, Морское.
В-третьих, были открыты новые, ранее неизвестные православные святыни. (Об этом подробнее будет сказано далее.)
В-четвертых, в полной мере были получены все природные красоты и примечательности Крыма – люди, воздух, море, пейзажи, флора, фауна и т.д. (О каждой из этих составляющих надо сказать особо.)
 О том, чего не удалось.
Конечно же, в первую очередь  расстраивает, что в полной не удалось уделить внимания православным святыням Крыма. Часть таких мест (Например, монастыри Челтер-Мармара и Шулдан) находились совсем рядом, но до них мы так и не дошли. А на Мангуп, например, мы даже поднялись, но пройти еще чуть-чуть до монастыря так и не смогли.
Виноват, в первую очередь, пресловутый напряженный график нашего путешествия.
Во-вторых, часто сказывалось и отсутствие информации. Например, уже после похода узнали, что на кордоне Ай-Димитрий находятся развалины монастыря и старинный монастырский сад. А мы «пролетели транзитом» через этот кордон. (Точнее, изящно обошли его, чтобы не попадаться на глаза леснику.)
В-третьих, сказалась и элементарная усталость. Так, мы забрались на скалу Орлины залет, но нам не хватило сил, чтобы отыскать пещеру Святого Даниила (со святым же источником!!), которая находится всего-то в 300 метрах. А в конце путешествия, когда вышли к Балаклаве, было рукой подать до монастыря Святого Георгия на мысе Фиолент. Но к тому времени личный состав уже еле передвигал ноги…
В-четвертых, порой мешало незнание местности и путаные карты. Так, один из переходов (Из Чайного домика к Беш-текне) должен был занять всего-то четыре часа. Но поскольку сбились с пути, то шли восемь часов. Причем, часть пути проделали без дорог и тропинок, продираясь через камни и лес.

Часть 3. О некоторых достопримечательностях.
Точка 1. «Чертова лестница».
«Чертова лестница» - перевал, подъем на Байдаро-Кастропольскую гряду в районе курортного поселка Олива.
Ранее не бывал там и, признаюсь, к этому воспетому Пушкиным географическому объекту относился снисходительно-скептически. (Всякое представленное в ИНТЕРНЕТ описание путешествия в тех краях непременно предполагало посещение этого места. В общем, перевал для пионеров-скаутов.) Но тут обстоятельства вывернулись соответствующим образом. До наступления темноты оставалось всего полтора часа, надо было быстрее с гряды спуститься на автотрассу. Так что пришлось воспользоваться этим перевалом.

"Чертова лестница". Начало.
Дальше - еще веселее-)))

Ну и, скажу вам, увиденное не только не разочаровало меня, но и даже восхитило. Сам спуск (Пушкин, кстати, двигался во встречном направлении-))) занял всего двадцать минут. Но какие это были двадцать минут! Представьте себе коридор, то относительно широкий – до 8-ми метров, то сужающийся до 2-х метров, который весьма круто идет вниз. При этом постоянно совершает повороты – вправо-влево, вправо-влево. И так раз тридцать. К десятой минуте начинает кружиться голова.
Словами, впрочем, передать это сложно. В общем, «Чертова лестница» произвела куда большее впечатление, чем Большой Крымский каньон, который считается чуть ли не главной природной достопримечательностью Крыма.
 Точка 2. «Золотой» пляж.
«Золотой» пляж – это пляж (извините за каламбур!) в трех километрах от Балаклавы.
Вид с Золотого пляжа на мыс Фиолент
и вход в Балаклавскую бухту
На него я вышел на 12-ый день пути, шатаясь от усталости. И растеряв по пути всех попутчиков-))) (К тому времени я уже три как шел в одиночестве подобно серому волку.)
Дошел, скинул рюкзак. Опустил горящие ноги в море. Поднял глаза и обомлел!!
Слева – мыс Айя, справа – Мыс Фиолент, а посредине – я. Красота – как в рекламном проспекте Люфтганзы. Немедленно почувствовал себя миллионером где-нибудь на Сардинии (или на Корсике??).  Надо сказать, что ранее  уже была возможность почувствовать себя князем (кордон «Чайный домик» - бывшее имение князя Юсупова) и графом (в Воронцовском дворце).
В общем, финальный аккорд в походе получился – ярче не придумаешь.

Часть 4. О ночевках.
Перефразируя поговорку «как встретишь Новый Год…» применительно к походной жизни можно сказать так: «Как переночуешь, так и следующий день сложится»!
Всего в «поле» пришлось заночевать 12 раз.
Каждая из этих ночевок, конечно же, не была не похожа на другую.
Были, однако, такие, которые заслуживают эпитета «мрачные». Как, например, предпоследняя ночевка, когда, уже в полном одиночестве, я  рвался из Ласпинской бухты в Балаклаву. Темнота, как всегда на Юге (а зима в Москве!! -))), пришла внезапно. Поэтому, прячась от лесников, пришлось просто сойти с дороги и углубиться на 60-80 метров в лес. Два дня назад прошел дождь, кругом сырость. Плюс уклон. В общем, нашел более или менее ровную площадку – 1 * 2 метра. Разгреб листья. Палатку даже ставить не стал. Постелил ее на землю. Сверху коврик. Потом спальник-одеяло. А сверху укрылся тентом. Так и «перезимовал».
Но были ночи, полные романтизма в духе Державина, Жуковского и Пушкина…
Ночь 1. (На самом деле, это была уже 4-я ночь.) Итак, мы у подножия Мангупа. Попутчики мои, для которых этот день есть первый походный день, отужинали, «отбились», разбрелись по палаткам. Я же сижу, смотрю на небо. Что хочу сказать…  Во-первых, мы в  Крыму ( а не случайно в Крыму, как минимум, две обсерватории выстроены).  Во-вторых, луны нет напрочь. А потому звезды такие, что иначе как «звездищами» их не назовешь!!  Свечение такое, что можно «Историю КПСС» без «лампочки Ильича» читать!!
Но самое большое впечатление оставляют падающие звезды. Если у нас метеорит пролетает, в среднем, за полсекунды, то в Крыму эта «песня» длится 2-4 секунды. За это время можно не то что желание загадать. Можно целое сочинение написать на тему «О чем я мечтаю».
Ночь 2. Провожал своих соратников. Для этого с Байдаро-Кастропольской гряды спустились в Алупку. Далее надо было вновь забраться на эту гряду. Но поскольку дело было к ночи, решил заночевать в Алупке.  Конечно, можно было уйти на «частный сектор».  Но это же «не кошерно», мы ведь в походе. Поэтому, проводив соратников, принялся искать ночлег «на природе».  Городской пляж Алупки был хорош ровным галечным «покрытием». Но сверху нависали, угрожающе, 3 чебуречные (удивительно,  но чебуречные  там вполне успешно работают без таджиков и узбеков) и обрывы. Так что решил заночевать под Воронцовским дворцом. Пришел во Дворец. (В очередной раз почувствовав себя графом-)))) Спустился к морю. Выбрал, более или менее, большой и плоский камень. Постелил на него коврик. Поскольку ночь была теплая, не пришлось даже прибегать к помощи спального мешка. Сверху (с  головой) просто укрылся тентом. Что скажу… Ночь сверхромантичная, но очень беспокойная. Поздно вечером пошел дождь, который барабанил по тенту и не давал спать. В общем, каждые полчаса просыпался и смотрел на часы. (Все хотелось  быстрее тронуться в путь.) Но романтизму от этого меньше не стало -))))  Еще бы: я ведь ночую почти во дворце -))))
Ночь 3. Ночь, о которой уже, собственно,  было сказано в предыдущем отчете. Слева – мыс Айя, справа – мыс Фиолент. Я – на «полочке», метров на 150 выше «Золотого» пляжа. С одной стороны от меня – можжевельник (которому лет, м.б. 200 или 400), с другой -  сосны Станкевича. В общем, «…или я уже в раю, или я еще недостоин»….

Часть 5. О людях.
Люди в Крыму,  как сказали бы в Одессе, «это нечто особенного».
Сколько езжу туда, ни разу не слышал крика или разговора на повышенных тонах. Воздух и солнце что ли так умиротворяюще на всех действуют…
Нет, ну был в этот раз эпизод, когда ехал на маршрутке из Балаклавы в Севастополь, водитель пробурчал что-то типа «давай проходи со своим вещмешком (рюкзаком то есть) дальше в салон». Ну, потом еще в селе Морское продавщица в булочной жаловалась: «Задолбали за лето отдыхающие! Все никак не могут врубиться, что пакетик (целлофановый, для хлеба!!) стоит 5 копеек!» Но это все мелочи. По московским меркам, почти как «Здрасьте!»
Встреч с разными интересными персонажами было много. Какие-то совсем мимолетные, какие-то более продолжительные. Расскажу о двух таких, которые, пожалуй, в наибольшей степени запомнились и поразили.
Лесник Александр. Служит на кордоне «Чайный домик».
К сожалению, более или менее продолжительное время пообщаться с ним не удалось. Виной всему – супруга его Ольга. То на ужин Сашу позовет, то за водой отправит -)))
В один из вечеров Саша на ночь глядя выкатывает свой мотоцикл и начинает собираться. Я с вопросом – куда, мол? Саша отвечает: «Еду лес слушать!» Видит в моих глазах немой вопрос и продолжает:
«Чтобы браконьеры и разные дикие туристы зверушек не беспокоили. А то если зверушкам в лесу жизни спокойной не будет, то куда им деваться? В город перебираться? Так им никто там квартиры не даст!»
Вот такой лесник Саша… По зову сердца жизнь свою посвятивший зверушкам, под пули браконьерские готовый ради них встать.
Село Большое Садовое.
На следующий день должен подъехать один из участников нашего похода. Поэтому иду к трассе «Бахчисарай-Ялта» выяснить пути и варианты подъезда.
На трассе, возле автобусной остановки дедушка торгует тем, что сумел нарастить. Груши, яблоки, «помидоршики» и т.д. Выяснил у него все про маршруты и расписание. Сидим дальше, за жизнь беседуем – «как было раньше и как сейчас, и когда простому человеку лучше жилось».
Тут появляется внучка: принесла деду обед. Глянул я на нее, и рот сам в улыбке расплылся. Лет ей, может быть,  семь-восемь. Волосы – «мелированные», выгоревшие за долгое крымское лето. На лице – редкие конопушки. Глазищи – как пол-моря на ЮБК. В общем – «девочка-солнце».
Сидел так и пялился, с улыбкой дауна, пока внучка не ушла. До сих пор, как вспомню ее, так непроизвольно улыбаться начинаю…

Часть 6. О фауне.
С кабанами, нос к носу, столкнуться, к счастью, не пришлось.
Косуль мы еще в том году богато бачили.
Так что рассказать имеет смысл о следующем представителе крымской фауны…
 Началось это все, собственно, еще в прошлом году.  Встали мы тогда на ночевку на стоянке «Карадагский лес». Только начало смеркаться, раздался жуткий рев (или рычание). Стали гадать – кто…
Моя версия  - медведь. Никогда  не слышал рычание медведя, но по моим представлениям он должен рычать приблизительно так. Принять эту версию мешало то обстоятельство, что нигде не встречал упоминание о наличии в Крыму медведей.
У моих коллег иная версия – дикие собаки. Нет, думаю, у собак (пусть и диких-))) легкие не те, мощностей не хватит, чтобы такой звук воспроизводить.
Так и остался источник   этого рычания для нас загадкой.
В этом году все повторилось на кордоне «Чайный домик». Я  за разъяснениями иду к леснику Саше (подробнее о нем – выше).
Саша объясняет, что это благородный олень. У него как раз осенью период интенсивного сватовства начинается, вот  он и заявляет о себе таким образом. (И для доходчивости продемонстрировал найденные в лесу оленьи рога.)
Конечно, после такой информации полегчало  на душе (не хищник, уже хорошо!!) Впрочем несколько преждевременно… Просыпаюсь среди ночи от непонятного шума, в котором слилось все – и топот, и треск веток, и шум со свистом рассекаемого воздуха. Впечатление такое, что через лес «Сапсан» пролетел. (Песня такая есть «Дыхание локомотива», то ли у Джетро Талл, то ли у Дорз.)  А это всего лишь наша зверушка пробежала-)))  (Светлый образ подруги разглядел в ночи??)
 Представил  себе: а если бы он пробежал сквозь палатку???

Часть 7. О флоре.
О величественных буковых лесах и соснах Станкевича уже другими было написано достаточно. Так что скажем о другом.
Сентябрь, как известно, время сбора урожая. Крым, в этом смысле, место очень благодарное.
Ай-Петринская яйла. Дикая груша.
Была бы возможность,
вывез бы  домой целый "КамАЗ"
этих дивных фруктов
Крымская дикая груша – растение уникальное. Растет почти повсеместно, плодоносит каждый год, невзирая на заморозки и засуху. Вкусовые качества лежат в широком диапазоне. На некоторых деревьях плоды столь терпкие, что после одного укуса весь рот немеет, как после «заморозки» у стоматолога. Но можно найти и деревья с плодами такими сладкими и сочными, что можно смело нести их на колхозный рынок.
Кизил – вообще песня. Кидаешь горсть в котелок, вкус и цвет у такого компота выходит почище  гранатового сока, который продается в наших магазинах.
А еще есть барбарис. А еще есть ежевика. В общем, всякий раз нарвавшись на очередной дикий сад, очень хотелось остановиться на день и насобирать пару мешков даров природы. И еще постоянно задавал себе вопрос «Ну почему я не пошел в Тимирязевскую академию?»
Когда уезжал из Москвы, то у нас в самом разгаре была золотая/багряная осень. В Крыму – другое дело. Только клен успел пожелтеть, все же остальное – зеленое, без всяких признаков приближения осени. Более того, некоторые растения – чабрец, мята и т.д. – пустились цвести по второму разу. А крокусы, наверное, уже в третий раз в этом году зацвели.
А еще с удивлением узнал, что в Крыму есть грибы. Маслят уродилось - моря. Так что грибной суп очень украсил наш скоромный рацион.

Часть 8. Об исторических мифах.
Хорошо помню тезис, донесенный до нас, «ботанов» физматшколы, нашей «историчкой»:
«Крымские татары активно сотрудничали с фашистами во время оккупации. Единственный достойный сын татарского народа – летчик-испытатель Амет-хан Султан!»
Этот тезис, упавший на наши благодарные умы и неокрепшие души, конечно же, стал устойчивым убеждением. Позднее, уже во взрослой жизни, убеждение это может быть и перестало быть абсолютно «железобетонным». Но, признаюсь, принципиально позиция по  данному вопросу все равно не изменилась. Два факта, отмеченные в прошедшем походе, заставили всерьез усомниться в справедливости и обоснованности внушенного мне и моим ровесникам исторического мифа…
Факт первый. Кордон «Чайный домик». Памятник партизанам. На табличке – фамилии бойцов. Всего около сорока фамилий. Медленно, шевеля губами, прочитал их. Расклад примерно такой. Половина – русских. Четверть – евреи, армяне, греки. Четверть - татары.
Факт второй. Деревня Громовка, в шести километрах от села Морское. Памятник жителям села, пострадавшим во время Великой Отечественной войны. Статистика такая. Двадцать восемь жителей деревни были призваны в Красную Армию. Около тридцати человек погибли за время оккупации. К этому надо добавить, что к началу войны деревня была, преимущественно, заселена татарами. (Не случайно во время анти-татарской компании старое название деревни «Шелен» было заменено на нейтральное «Громовка».)

Часть 9. О родниках.
Крым лечит и очищает душу. Помогает в этом не только молитва, но и вода. Точнее – ее отсутствие. Данное обстоятельство моментально изгоняет из головы разных насекомых в любом количестве.
Нельзя сказать, что в Крыму воды нет вообще, но обстановка с «питьевым режимом» (особенно к концу лета и осенью) очень напряженная. Не всякий ночлег случается в изобилии воды, поэтому порой приходится носить с собой запас воды – на ужин и завтрак. (Последние три дня пути – от Форосской церкви до Балаклавы были именно такими.) Тем приятнее оказывается наткнуться на источник, который встретить совершенно не ожидал. (У нас такое вышло у Богатого ущелья. Ни на карте, ни в описании маршрута не было никаких упоминаний о роднике. Встали на ночевку, разожгли огонь, слили в котелки принесенную с собой воду. Тут я отправляюсь за дровами и в 30-ти метров обнаруживаю родник. Если бы 20 лет назад меня приняли в Массачусетский технологический  университет, то радости, полагаю, было бы меньше чем от этого неожиданно найденного источника.)
Форосская церковь. Здесь пополнили запасы воды,
на которых держались ближайшие сутки
Родники в Крыму – самые разные. Есть такие, своды которых выложены тесаным камнем, и вид которых может украсить почтовую открытку. А могут быть родники просто в виде маленьких лужиц или вкопанной в землю бочки.  Есть родники, обустроенные 100 и более лет назад. (В частности, приходилось встречать источники, над которыми потрудились военно-морские строители в начале прошлого века.) Есть и такие, которые были организованы или восстановлены совсем недавно. (Как родник и купель возле монастыря Челтер-Коба.) Но всегда любой встреченный родник воспринимаешь как чудо и большую  ценность.
Помню, вернувшись из Крыма в прошлом году месяца полтора все не мог привыкнуть, что можно в любой момент дойти до кухни, набрать воды в чайник и пить чай без всяких ограничений -))))